(Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казани, на территории совр. Кировского р-на. Первоначально мужской.
По преданию, К. З. м. основан царем Иоанном IV Васильевичем 2 окт. 1552 г. В день взятия Казани царь повелел близ своей ставки «место очертити монастырю ту быти во имя Успения Божия Матери и всех Святых». Считается, что вечером того же дня была поставлена деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и Всех святых, а в Казанском кремле - храм во имя святых Киприана и Иустины, память к-рых совершается 2 окт. (см.: Гавриил (Воскресенский). 1840. С. 3, 4, 18).
Изначально К. З. м. располагался над братской могилой рус. воинов на левом берегу р. Казанки, на нижней террасе Зилантовой горы (в 1 км от совр. мон-ря). В XVI-XIX вв. в обители велся поминальный Синодик с именами «доблестно храбствовавших», «избиенных» и убиенных, в т. ч. мучеников Бориса Казанского (Салтыкова), Василия I Казанского (Садыкова), Димитрия Константиновича Садыкова, Иакова Евстафьевича Андреева, Иоанна II, Михаила Казанского, Сильвана Казанского, кн. Д. И. Микулинского (в постриге Дионисий), кн. П. Н. Щепина-Оболенского, кн. Ивана Амашука Черкасского и др. (см.: Синодик. 1840). Мон-рь, основанный для поминовения воинов, погибших при штурме Казани, называли «усыпальницею русских витязей», а иноков - «живыми свечами». Одновременно К. З. м., как и др. первые обители Казанского края, имел миссионерское значение. Уже 5 апр. 1559 г. царь Иоанн рекомендовал первому архиеп. Казанскому, свт. Гурию (Руготину), непосредственному устроителю обители, благословить монастырскую братию на апостольское служение; детей и взрослых татар, чувашей, марийцев «обучати и поганые в веру обращати» (Гавриил (Воскресенский). 1840. С. 27). Впосл. писатель Н. К. Баженов назвал К. З. м. «первою лампадою, изливавшею тихий свет просвещения в здешнем крае».
Небольшой деревянный мон-рь неоднократно подтапливался из-за весенних разливов р. Казанки. Указом царя Иоанна от 19 июня 1559 г. К. З. м. был перенесен «с русскаго кладбища» на вершину Зилантовой горы, на старом же месте, могильном кургане, была поставлена часовня, в к-рой настоятель мон-ря и братия служили панихиды. На пожертвования царя Иоанна (300 р.) и его 1-й жены, Анастасии Романовны (100 р.), в К. З. м. был выстроен храм в честь Успения Пресв. Богородицы с богатым иконостасом, изготовленным в Москве, а также кельи и ограда. Новый мон-рь стал именоваться Зилантовым (или Илантовым). Согласно легендам, некогда на Зилантовой горе обитал крылатый змей (слово «зилант» от татар. «джилан» - змея); чтобы задобрить его, жители приносили человеческие жертвы, и змей из врага сделался «покровителем» города. С XVIII в. змей изображается на гербе Казани.
Ок. 1564-1565 гг. архиеп. Казанский свт. Герман (Садырев-Полев) ввел в мон-ре общежительный устав и установил общую трапезу. В 1574 г. обитель была разорена татарами и марийцами, но вскоре на средства царя восстановлена. В 1764 г. К. З. м. был отнесен к 3-му классу, а 26 окт. 1836 г. личным указом имп. Николая I возведен во 2-й класс.
Известно более 10 царских грамот Иоанна IV, Феодора Иоанновича и Михаила Феодоровича о даровании льгот, пожертвовании вотчин, выдаче ежегодной руги деньгами (игумену - 4 р., монахам - по 50 к.), рожью, овсом, солью, медом. Так, в ответ на прошение архиеп. Казанского свт. Гурия 5 апр. 1559 г. царь Иоанн IV писал ему, заботясь о том, «чтобы старцы не нужны были руками работати и землю орати, семена снедаемыя сеяти и во житницы гниющия собирати, да орают сердца, сеют словеса Божия... и на тое просите, да быхом дали есмы отчины Арской и Нагайской четвертях, елико пригоже». Царь выделил из казны средства на устроение обители, а также повелел казанскому воеводе кн. Д. Палецкому одарить обитель земельными угодьями, «а коли увидите, что мало, ино пишите ко мне» (Там же. С. 28). Царской грамотой от 19 июня 1560 г. за мон-рем закреплялись обширные пашни и лес близ Зилантовой горы по рекам Тур и Ичка, луга между Волгой и Туром, с. Ягодная Поляна, 5 рыбных ловель, в т. ч. на Волге, «в Тетюшинских водах».
После разорения К. З. м. по ходатайству игум. Вениамина 4 авг. 1574 г. царь повелел казанскому воеводе кн. П. А. Булгакову отписать «погорельцам» р. Мешкалу «с истоки и с озерки» и проживавшими на берегах крестьянами (АИ. Т. 1. № 191). 28 февр. 1585 г. царь Феодор Иоаннович пожаловал К. З. м. дер. Киндери (ныне в черте Казани), даровал право беспошлинной рыбной ловли, а также несудимую грамоту, на основании к-рой все крестьяне, проживавшие на монастырских землях, подчинялись (кроме случаев воровства и убийства) лишь суду настоятеля, а игумен - суду архиерея (грамота подтверждена 12 марта 1599 царем Борисом Феодоровичем Годуновым). 22 июля 1585 г. царь даровал различные пошлины К. З. м. «за складку товаров на земле Илантовского монастыря» (ААЭ. Т. 1. № 328). 10 авг. 1598 г. царь Борис Годунов повелел «с монастырских вотчин и крестьян... подвод гонцам не давать». Грамотой от 14 марта 1624 г. царь Михаил Феодорович дозволил игум. Геннадию «10 связок рыбныя ловли отдавать в оброк, а на Государев обиход с тех связок брать с оброчных рыбных ловцов по-прежнему по 8 осетров, да по 4 севрюги со связки» (Гавриил (Воскресенский). 1840. С. 45, 46). В 1607 г. К. З. м., как и большинство казанских обителей, получил от царя Василия Иоанновича Шуйского подтверждение на свои владения.
По переписной книге 1678 г., К. З. м. владел 83 крестьянскими дворами. По переписи 1741 г., наиболее подробной, обители принадлежали 320 крестьян муж. пола, 282 четв. пашни, 5250 копен сена. С вотчинных крестьян «денежных доходов окладных... во оный монастырь не бывает». Неокладные доходы составляли 189 р. 96 к., в т. ч. 51 р. 41 к. приносили сенные покосы, 33 р.- мельницы, 53 р. 35 к.- рыбные ловли, 27 р. 20 к.- «с лавок», 25 р.- «с харчевни и с квасни» (ОДДС. Т. 21. Стб. 788). Монастырь вел активную торговлю, чему способствовало его уникальное местоположение: мимо проходили все суда, направлявшиеся в Казань с Волги по р. Казанке. Перед церковной реформой 1764 г. к К. З. м. было приписано 346 крестьян муж. пола из дер. Киндери. По количеству приписных крестьян монастырь занимал 9-е место среди 45 обителей обширной Казанской епархии, включавшей Ср. и Н. Поволжье.
После секуляризации 1764 г. К. З. м. лишился всех вотчин, был причислен к 3-му классу со штатным окладом 740 р. Лишь в 1793 г. обители вернули из казны 8 дес. 283 кв. саж. сенных покосов на Бакалде, в устье р. Казанки близ Волги, в 1795 г.- еще 42 дес. 1148 кв. саж. сенокосов рядом с мон-рем; в 1808 г. подарили рыбные ловли на р. Сумке и там же 58 дес. 934 кв. саж. земли, а также мельницу на р. Кляре.
На 1840 г. К. З. м. получал 1778 р. серебром, в т. ч. 100 р. «по контрактам от мельницы», 60 р. «от кирпичных сараев», 70 р. от сенных покосов, 30 р. с рыбных ловель, 125 р. «от пения панихид и молебнов», 120 р. «от складочных купеческих товаров на пристани», 17 р. 12 к. от продажи свечей, 515 «процентных рублей» по билетам вкладчиков. На рубеже XIX и XX вв. материальное положение К. З. м. улучшилось. Так, в 1899 г. мон-рь получал из казны на содержание 1249 р. в год; владел 95 дес. 1680 кв. саж. пахотной земли, 117 дес. 600 кв. саж. леса, 42 дес. 1148 кв. саж. сенокосной земли, рыбными ловлями на р. Сумке при дер. Васильево Казанского у., мельницей на р. Каратае в с. Сюкееве Тетюшского у. В 1892-1898 гг. по инициативе архим. Антония (Петрова) для лучшей охраны земельных участков К. З. м. были построены караульные дома (в 1894 - на пахотном участке у дер. Девликеево, в 1895, после пожара,- на Матюшинской лесной даче); полностью расчищена система озер, принадлежавших обители.
К нач. XX в. капитал К. З. м. возрос в неск. раз - до 60-70 тыс. р.
Первоначально К. З. м. возглавляли игумены, в т. ч. в 1560-1576 гг.- Иоаким I, при к-ром в обители подвизалось от 13 до 30 насельников. В 1574-1575 гг. в К. З. м. настоятельствовали игумены Вениамин и Порфирий I, в 1585 г.- Иродион, в 1588 г.- Герман I, в 1593-1599 гг.- Антоний, в 1603 г.- Корнилий, в 1606-1613 гг.- Иосиф I, подпись к-рого стоит под грамотой об избрании на царство Михаила Феодоровича (СГГД. Т. 1. № 203. С. 641), в 1621-1628 гг.- Геннадий, в 1632-1636 гг.- Никодим, в 1639-1640 гг.- Исаия, в 1642-1644 гг.- Савватий.
В 1653 г. в К. З. м. была утверждена архимандрития, обитель возглавляли архимандриты Дионисий I, в 1655-1663 гг. и 1667 г.- Иоасаф (Иосиф?), в 1665 г.- Паисий, в 1668, 1676-1681 гг.- Дионисий, в 1683-1690 гг.- Алексий I, в 1693-1704 гг.- Сергий, в 1704-1705 гг.- Феофил I. Шотл. врач и путешественник Джон Белл, посетивший Казань весной 1716 г., оставил запись о К. З. м.: «На берегах Казанки находится монастырь на весьма приятном местоположении. Я ходил с нашим толмачом для посещения игумена сего монастыря, и он нас принял весьма учтивым образом, однако ж отказался благословить толмача и впустить в церковь во время божественной службы, ежели он не скинет парика».
С 1720 г. К. З. м. возглавлял архим. Евфимий, при к-ром мон. Геронтий (Варфоломеев) и др. насельники подвергались «крепкому розыску» в Тайной канцелярии по обвинению в «сумасбродстве» и расколе, а «знатный» казначей иером. Иосиф в 1723 г. был направлен на служение в приказ Инквизиторских дел. В 1732 г. архим. Евфимий был отстранен от настоятельства, запрещен в священнослужении и сослан в Трифонов вятский мон-рь. В ходе расследования по делу Казанского митр. Сильвестра (Холмского) архимандриту вменялось в вину «невозношение» во время служения литургии титула Святейшего Синода. Но к 1739 г. о. Евфимий получил разрешение совершать богослужения (ОДДС. Т. 3. Стб. 6-8, 128; Т. 19. Стб. 90).
В 1733 г., при настоятеле (1733-1738) архим. Епифании (Адамантском или Адамацком) из казанского во имя Св. Троицы Феодоровского мон-ря в К. З. м. была переведена славяно-лат. школа-училище, именовавшаяся епархиальной семинарией. 121 ученик содержался «на коште и пропитании семинарском». Среди преподавателей были Стефан Гловацкий (впосл. митр. Суздальский Сильвестр), Василий Пуцек-Григорович (впосл. митр. Казанский Вениамин), направленные в Казань из Киева. В сер. 30-х гг. XVIII в. средства (638 р.) от продажи с публичного торга «пожитков» насельника К. З. м. мон. Иоакима (Судовикова; Ɨ 1734) поступили на строительство в Казани отдельного каменного корпуса «новозачатой» семинарии. В 1740 г. семинария была переведена из К. З. м. в новый корпус близ Казанского кремля.
При ревизии 1736 г., проведенной новым Казанским архиепископом Гавриилом (Русским), обнаружилось, что в К. З. м. проживал мон. Феодосий, «пришлый из малороссиян» (без паспорта), к-рого подвергли наказаниям. В том же году настоятель К. З. м. архим. Епифаний жаловался влиятельному архиерею, члену Синода еп. Вологодскому Амвросию (Юшкевичу) на притеснения со стороны архиеп. Гавриила: новый Казанский архиерей самочинно отстранил о. Епифания от настоятельства. Указом Синода от 13 дек. того же года архим. Епифаний был оставлен настоятелем «по прежнему», а архиеп. Гавриил получил взыскание (Там же. Т. 14. Прил. XXVIII; Т. 16. Стб. 92-94, 332-333, 518-519). После кончины архим. Епифания его имущество было продано с торгов, 10 книг на лат. и польск. языках (в т. ч. сочинения блж. Августина, Флавия Вегеция Рената, А. Г. Франке и др.) передано в Московскую синодальную канцелярию, а 9 рукописных книг оставлено в б-ке нового Казанского епископа, Луки (Конашевича). 8 дек. 1738 г. новым настоятелем был назначен бывш. казначей архиерейского дома игум. Герман II.
В 1740 г. при К. З. м. была основана школа для детей татар, чувашей и марийцев с обучением рус. языку и Закону Божию.
В 1741-1745 гг., при настоятеле Иоасафе (Шалвицком), в обители проживали казначей, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, монах-просвирник, «подкеларщик», «синодишной» и «огороденный» монахи, а также бельцы: 2 псаломщика, архимандричий повар, стряпчий, 2 сторожа, 2 конюха, 2 хлебника, 3 дворника, двое военных (поручик и сержант). С апр. 1745 г. в К. З. м. настоятельствовал архим. Алексий II, с 1751 г.- архим. Феофил II (Игнатович), переведенный в казанский Преображенский мон-рь, с 1754 г.- архим. Иоанникий. 10 марта 1758 г. настоятель (1757-1763) архим. Патрикий I (Аристовский), «в школах довольно ученый», был представлен имп. Елизавете Петровне в качестве кандидата на хиротонию во епископа Рязанского, но 18 июня 1758 г. эту кафедру возглавил еп. Палладий (Юрьев). С 1766 г. в К. З. м. настоятельствовал игум. Исидор, с 1769 г.- игум. Порфирий II, с 1771 г.- Асинкрит (убит в июне 1774, во время Пугачёвского восстания). В 1774 г. К. З. м. возглавлял игум. Иувеналий (Смирнов), вскоре переведенный в казанский Кизический мон-рь, с 1775 г.- игум. Товия, с 1777 г.- часто сменяемые игумены Иоаким, Иуст, Аввакум, Еразм, Серапион, Иероним (Болгарский).
После посещения Казани имп. Павлом I его указом в 1797 г. в К. З. м. вновь вводилась архимандрития 3-го класса. Архимандриты носили мантии с бархатными малиновыми скрижалями. Среди настоятелей XIX в. особо потрудились Амвросий (Сретенский; 1805-1828), Гавриил (Воскресенский; 1829-1852 (1853?)), бывший инспектор СПбДА, автор 1-го исторического описания обители. Во время голода, эпидемии холеры в 1830 и 1847-1848 гг. и пожара в 1842 г. архим. Гавриил оказывал духовную и материальную помощь жителям Казани, принимал участие в миссионерской работе в крае, которую возглавлял архиеп. Казанский Филарет (Амфитеатров). «Высокого роста, богатырски сложенный, откровенный, добродушный, в высшей степени веселый» - таким казанцы запомнили архим. Гавриила.
При настоятеле (1853-1862) архим. Вениамине (Колоколове) уставная жизнь братии строго регламентировалась, приводилась в порядок документация, был заведен даже «реестр для вписывания вещей маловажных», в к-ром фиксировались события повседневной жизни обители. В 1879-1892 гг. К. З. м. возглавлял архим. Сергий (Василевский), выпускник КДА, автор жизнеописания свт. Филарета (Амфитеатрова) в 3 томах (Каз., 1888). В годы его настоятельства, во время и после русско-тур. войны (1877-1878), К. З. м. оказывал помощь раненым. В 1892-1898 гг. К. З. м. возглавлял архим. Антоний (Петров), почти 30 лет проработавший миссионером в Сибири и Калмыкии. В 1861 г. в К. З. м. проживало 14 насельников, в 1879 г.- 18, в 1883 г.- 24, в 1889 г.- 26, в 1899 г.- 43 насельника. В 1903-1907 гг. К. З. м. возглавлял афонский постриженик игум. Феоктист (Сухоруков). Последним настоятелем стал 7 янв. 1909 г. постриженик Ниловой Столобенской пуст. архим. сщмч. Сергий (Зайцев). По его инициативе при К. З. м. была открыта церковноприходская школа на 40 мальчиков (в основном чувашей и татар), живших на полном иждивении обители. У подножия горы был построен деревянный на каменном фундаменте школьный корпус, к-рый 17 сент. 1909 г. освятил архиеп. Казанский и Свияжский Никанор (Каменский).
Первоначально все постройки К. З. м. были деревянными. В 1625 г. в обители был возведен и 15 авг. того же года митр. Казанским Матфеем освящен одноглавый каменный Успенский собор - 1-й каменный храм в Казанской епархии, построенный после Смутного времени. При входе в собор слева находилась гробница с останками бывш. архиеп. Суздальского Иосифа (Курцевича). 16 нояб. 1895 г. архиеп. Казанский Владимир (Петров) освятил в соборе придел во имя св. равноап. кнг. Ольги, в склепе к-рого погребены известная благотворительница генеральша О. С. Гейнс (урожд. Александрова; 1847-1927), ее отец, мать, брат и муж.
В 1681 г. к юго-западу от Успенского собора был построен теплый храм во имя Всех святых с братскими кельями, трапезной и кладовой. После ремонта в храме был устроен и освящен 3 дек. 1829 г. архиеп. Казанским Филаретом (Амфитеатровым) придел во имя апостолов Петра и Павла. К кон. XIX в. Всехсвятский храм «дал трещины» и был перестроен (Никодим (Прелатов). 1898. С. 18, 20), в 1912 г. обновлены его росписи.
Над вост. воротами была построена и 18 мая 1720 г. митр. Казанским Тихоном освящена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского,- 3-ярусный 3-апсидный храм типа «иже под колоколы» в нарышкинском стиле. После ремонта Алексиевский храм был вновь освящен 3 авг. 1830 г., но к 1898 г. обветшал и пребывал в «самом жалком виде» (Там же). Над теми же вост. воротами на верхнем этаже 25 нояб. 1828 г. была освящена еще одна церковь - в честь Виленской иконы Божией Матери (к 1900 разобрана), а на нижнем этаже - ц. во имя прп. Герасима Иорданского (время освящения неизв.). В нач. XX в. ансамбль мон-ря был обнесен стенами с бойницами и 4 круглыми угловыми башнями, включал колокольню (1897), братский корпус (1910), 2-этажный настоятельский и казначейский корпуса (1808-1809), деревянные братский корпус, флигель для насельников и наемных служителей, конюшенный двор (1806) и другие хозяйственные постройки. Территорию обители украшали вековые дубы, липы, вязы. За оградой находились кирпичный завод, монастырские баня и пристань Бакалда «для складки товаров с 30 лабазами» (Гавриил (Воскресенский). 1840. С. 7).
В 1823 г. над братской могилой воинов, павших при штурме Казани в 1552 г., вместо часовни был возведен и архиеп. Казанским Амвросием (Протасовым) освящен храм-памятник в честь Нерукотворного образа Спасителя (архит. Н. Ф. Алфёров). Сбор средств на его строительство был начат еще в 1812 г. по инициативе архим. Амвросия (Сретенского): события Отечественной войны совпали с 260-летием взятия Казани и основания обители. Первоначально на собранные 1,5 тыс. р. архим. Амвросий решил поставить лишь скромную колонну-обелиск, но вскоре строительство приобрело общероссийский масштаб. Имп. Александр I, заинтересовавшийся проектом, вместе с имп. Елисаветой Алексеевной и др. членами царской фамилии пожертвовал на памятник 10 тыс. р.; всего же по России было собрано 106 тыс. 399 р. По свидетельству архим. Сергия (Василевского), «при строении памятника от Зилантова монастыря заимствованы были различные пособия. Бутовый камень, кирпич, песок и прочие материалы навожены монастырскими людьми и на монастырских лошадях. Распилка белого опочного камня произведена монастырскими служителями. Для караульщиков была отпускаемая провизия монастырская».
После сооружения над братской могилой Спасского храма-памятника возрос интерес горожан к древней славе обители. По инициативе свт. Филарета (Амфитеатрова) и богатейшего помещика Е. А. Лебедева в 1830 г. содержание памятника полностью взяли на себя Купеческое об-во Казани и лично попечители купцы Л. Ф. Крупенников и П. И. Котелов. При архим. Гаврииле (Воскресенском) годовые денежные поступления в К. З. м. выросли почти в 3 раза, были реставрированы все 3 древние церкви на Зилантовой горе и храм-памятник (заново освящен 2 окт. 1832). 19 авг. 1836 г. мон-рь и памятник посетил имп. Николай I, пожертвовавший серебряные позолоченные богослужебные сосуды; впосл. сюда приезжали наследник вел. кн. Александр Николаевич, историк М. П. Погодин. В 40-х гг. XIX в., во время учебы в Казанском университете, в обители бывал Л. Н. Толстой.
Ежегодно 2 окт. из К. З. м. к памятнику совершался крестный ход, соединявшийся с военным парадом. Архим. Сергий (Василевский) рассказывал, что в этот день паломники «от полноты особенных чувств христианских выражались: «Вот ныне-де Казань отпраздновала торжественно настоящий день, как есть свои имянины». С этой-то поры, действительно, и вошло в обычай поздравлять друг друга в этот день с Имянинницею-Казанью».
В нижнем ярусе иконостаса Успенского собора находились Смоленская икона Божией Матери - точная копия одноименного образа, сопровождавшего царя Иоанна IV в походе на Казань, «древние» иконы Св. Троицы и Успения Пресв. Богородицы (пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем). Также в К. З. м. находились чтимые Боголюбский образ Божией Матери, иконы Спасителя, свт. Николая Чудотворца, вмц. Екатерины, серебряный крест 1716 г. с частицами Древ Креста Господня и мощей 15 святых (в т. ч. ап. Варнавы, великомучеников Димитрия Солунского, Феодора Стратилата и Пантелеимона, вмц. Евфимии Всехвальной, преподобных Пимена Великого, Иоанна Дамаскина, Сергия Радонежского, сщмч. Василия Анкирского, святителей Нифонта, еп. Новгородского, Германа, архиеп. Казанского, и др.). В ризнице хранились «древние» серебряные дарохранительница и позолоченный ковш с гравировкой («...в середине рукоятки изображен вооруженный витязь с трубою, возвещающий славу Казани, по сторонам, при подножии, орлы, поддерживающие гирлянды и лавры, коими увивается исполин. На ковше в четырех отделах кругом надпись: «Пивши возвеселимся и любовию усладимся и во веки тоя не лишимся»» (Богословский. 1900. С. 525)). К 2012 г. все эти святыни и реликвии утрачены.
В авг. 1918 г. Казань была взята частями т. н. Народной армии и отрядами белочехов, к-рые установили 2 орудия на Зилантовой горе, перед входом в обитель. 11 авг. того же года по благословению Казанского епархиального совета архим. Сергий (Зайцев) перевел братию в казанский во имя св. Иоанна Предтечи и в Преображенский монастыри, подальше от «производства военных операций». Для охраны в К. З. м. остались лишь постриженик Свияжского мон-ря духовник братии иером. Иосиф (Тюрин), мон. прмч. Стефан и послушник прмч. Иларион (Правдин). В ночь на 10 сент. войска белочехов оставили Казань, вместе с ними ушли и мн. казанские священнослужители, но зилантовская братия вернулась в стены родной обители. Утром 10 сент. 1918 г. красноармейцы, штурмовавшие Казань, ворвались в К. З. м., выгнали из трапезной и расстреляли у стен мон-ря архим. Сергия (Зайцева), иеромонахов Лаврентия (Никитина) и Серафима (Кузьмина), иеродиак. Феодосия (Александрова), монахов Леонтия (Карягина) и Стефана, послушников Георгия Никитича Тимофеева, Сергия Галина, Илариона (Правдина) и псаломщика послушника Иоанна (Сретенского). Архимандрит Преображенского мон-ря сщмч. Иоасаф (Удалов) совершил отпевание убиенных, их тела верующие похоронили на монастырском кладбище. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. убиенная братия К. З. м. была прославлена в лике святых с празднованием памяти 28 авг. (10 сент.). Из 11 выведенных на расстрел насельников выжил лишь престарелый иером. Иосиф (Тюрин): он упал после залпа и его сочли мертвым. Оглохший старец признавался: «Мне все кажется, что у меня в ухе осталась часть мозга того брата, что упал с разбитым черепом на меня, чью кровь отмывал я с лица перед тем, как покинуть опустелую обитель». Иером. Иосиф поселился в казанском Иоанно-Предтеченском мон-ре и скончался в 1919 г.
В 20-х гг. XX в. в обители существовала жен. правосл. община. 14 апр. 1921 г. сестры заключили с властями договор об использовании зданий опустевшего мон-ря для нужд верующих. В 1924 г. был проведен небольшой ремонт Всехсвятского храма (на 800 р.), в 1925 г.- Успенского собора (на 1 тыс. р.); на пожертвования верующих (300 р.) приобретена церковная утварь. 15 февр. 1926 г. община подписала договор с органами НКВД о дальнейшем использовании зданий монастыря, но решением Президиума ЦИК ТАССР от 26 апр. 1928 г. этот договор был расторгнут, сестры изгнаны, здания отняты. Членам общины вменили «бесхозяйственность» и «невыполнение условий договора о содержании зданий в надлежащих условиях». 27 февр. 1929 г. Президиум ЦИК ТАССР разрешил Казанскому городскому совету разобрать Успенский собор и др. здания «в целях использования строительного материала»; вскоре были уничтожены и другие постройки. Кладбище К. З. м. было официально закрыто в 1918 г., но отдельные захоронения на территории обители продолжали производиться. 20 окт. 1928 г. президиум Казанского городского совета принял решение об окончательном закрытии кладбища со сносом всех монументов и крестов и о передаче территории в ведение жилищно-хозяйственного треста.
До нач. 50-х гг. XX в. на территории обители была внутренняя тюрьма НКВД, затем - детская колония, склады МВД. К 1998 г. на Зилантовой горе находились деревянные жилые бараки.
Решением Синода от 6 окт. 1998 г. К. З. м. был возрожден как женский, настоятельницей назначена мон. Нина (Нефёдова; впосл. игумения), 5 марта 2010 г.- мон. Сергия (Лакатош). К 2012 г. в К. З. м. проживали ок. 15 насельниц. В июле 2005 г. К. З. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. При К. З. м. действуют воскресная школа для взрослых и детей, просветительский центр, б-ка. В 2000 г. в с. Верхние Кармачи Лаишевского р-на организован монастырский скит во имя св. праведных Иоакима и Анны.
В обители хранятся чтимая икона Божией Матери «Игумения святой горы Зилантовой», деревянная рака с частицами мощей святителей Казанских Гурия, Варсонофия, Германа, митр. Филарета (Амфитеатрова), сщмч. Владимира (Богоявленского), 84 Киево-Печерских святых, 3 Дивеевских святых, преподобных Максима Грека, Нектария Казанского, Феодора Санаксарского, блж. Василия Московского, св. кн. Иулиании Ольшанской. В нач. XXI в. расчищена от мусора территория древнего монастырского кладбища на Зилантовой горе, где погребены архим. Никодим (Прелатов; Ɨ 22 марта 1901), протоиереи Ф. А. Раев (Ɨ 28 окт. 1859), И. Световидов (Ɨ 2 июня 1840), священники Ф. Базилевич (Ɨ 7 июля 1807), проф. В. Я. Баженов (Ɨ 25 янв. 1831), кн. В. Б. Болховский (Ɨ 5 нояб. 1801), ген.-майоры Е. И. Великопольский (Ɨ 4 авг. 1802), В. А. Глухов (Ɨ 1 мая 1835), С. Н. Кастелий (Ɨ 23 дек. 1803), А. П. Лецкой (5 мая 1800), А. А. Растовский (Ɨ 20 авг. 1830), вице-адмирал А. И. Де-Траверсе (Ɨ 18 февр. 1850), казанский гражданский губернатор И. Г. Жеванов (21 окт. 1830), многие купцы и почетные горожане.
Совр. архитектурный ансамбль К. З. м. включает 2 отреставрированные постройки (бывшие настоятельский корпус (1808-1809) и Всехсвятский храм, в 2000 освященный архиеп. Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным) в честь Успения Пресв. Богородицы), а также ряд построек кон. XX - нач. XXI в., в стиле древнерусской архитектуры. Успенская (Всехсвятская) ц.- храм XVII в., почти полностью перестроенный в рус. стиле в кон. XIX в. по проекту епархиального архит. Ф. Н. Малиновского. Возможно, от храма 1681 г. сохранились подклет и нижние части - 3 апсиды вытянутого в ширину четверика и широкой трапезной. В XIX в. были надстроены центральная апсида и трапезная, а четверик получил 2-скатную поперечно ориентированную кровлю с 4 небольшими главками по углам и небольшим шатром по центру.
В центре К. З. м. построен Троицкий собор (по образцу собора Троице-Сергиевой лавры), внутренние росписи к-рого выполнила артель из Сергиева Посада. На месте бывш. Алексиевской ц. возведен шатровый храм во имя св. кн. Владимира (2002-2006), эклектично сочетающий формы XVII и кон. XIX в. с некоторыми современными деталями. Близ К. З. м. построены часовни во имя прп. Серафима Саровского и в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня (2005) обители, одна из самых высоких в Казани, представляет собой удачную стилизацию под характерные для Казани ярусные нарышкинские колокольни 1-й пол. XVIII в., но при этом никак не соответствует формам снесенного в советское время надвратного Алексиевского храма, недалеко от места расположения к-рого она построена. На 2-м этаже колокольни устроен малый храм во имя арх. Михаила. Выше, на 8-гранной площадке, висит 10 колоколов, самый большой из них весит 7400 кг. В обители построены сестринский корпус (2001-2002) с домовой ц. во имя святых Адриана и Наталии, а также небольшая колоколенка (2000-2001) - стилизованное под XVII в., вытянутое по вертикали сооружение с 3 ярусами звона (оригинальное решение, т. к. рус. колокольни XVII в. не имели более 2 ярусов) и шатром в завершении.
Рядом с К. м., над захоронением русских воинов, сохранился Спасский храм-памятник - уникальное для русской архитектуры сооружение, единственный на территории РФ храм-пирамида. В архитектуре эпохи Просвещения пирамида с ее мемориальной символикой использовалась для создания мавзолеев, парковых павильонов, а также храмов. Так, в Старице есть небольшая часовня-усыпальница И. Ф. Глебова-Стрешнева в виде пирамиды (1774). Авторами проектов храмов-пирамид были В. И. Баженов, А. Д. Захаров и другие русские архитекторы, однако данный храм - единственный, к-рый был построен в эпоху классицизма в России. Остальные проекты были реализованы позднее и находятся на территории Украины: монументальный Никольский храм на Братском кладбище в Севастополе (1857-1870) и небольшие храмы-усыпальницы в селах Комендантовка (1877) и Берёзовая Рудка (1898) Полтавской обл. В 2001 г. Спасский храм был открыт как приходский, к 2012 г.- как подворье казанского Кизического мон-ря.